Connect with us

Психология

Почему мы боимся ислам?

В дни главных мусульманских праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам блоги и социальные сети пестрят фотографиями, сделанными в Москве в районе метро «Проспект Мира». На них — тысячи молящихся мусульман. И каждый год под этими фотографиями появляется все больше комментариев типа «кошмар» и «какой ужас». Да, для жителей домов на подступах к Московской соборной мечети это, конечно, серьезная проблема. Ну а разве для самих мусульман — нет? В Москве по разным данным действуют не то шесть, не то и вовсе четыре мечети, а число исповедующих ислам по официальным оценкам превосходит 2 млн. Неужели если бы на 500 тысяч православных приходилась одна церковь, там на Пасху собиралось бы меньше народу? Так в чем кошмар и ужас? Почему пас раздражает это людское море, возмущают хиджабы, пугает ислам? Впрочем, насчет «нас» пора оговориться. В 2013 году мусульмане составляли 7% населения России то есть — не менее 10 млн человек (и цифра наверняка занижена — многие мусульмане живут, будучи полулегальными трудовыми мигрантами, и вряд ли попадают в поле зрения социологов). Им конечно, не приходит в голову бояться собственной религии. Но речь не о них, а о большинстве. А большинство явно встревожено: тот же опрос показал, что 42% россиян считают главной угрозой безопасности страны «распространение исламского фундаментализма и мусульманских движений». Что же вызывает у нас страх?

1340630408_rewalls.com-35406

Главных ответов, пожалуй, три: мусульмане не похожи на вас, мусульмане вдруг оказались рядом с нами, и ислам — очень суровая и воинственная религия. С каждым пунктом стоит разобраться подробнее.

Свои и чужие

Боязнь и отторжение других, не похожих, — одна из самых древних психических реакций. Причем реакция эта абсолютно необходима для выживания. «Это одна из форм нашей психологической защиты в непредсказуемом и опасном мире, — объясняет психолог Галина Солдатова. — Она неоднократно подтверждала свою эволюционную значимость. Поэтому есть некоторый уровень закрытости по отношению к «другим», который жизненно необходим каждому из пас для сохранения своего «Я» и не позволяет человеку раствориться в окружающем мире». Однако удержаться на этом минимальном уровне сложно. А уже следующий шаг — деление на своих и чужих — почти неизбежно ведет к ксенофобии, одной из разновидностей которой и является исламофобия, то есть боязнь ислама.

«Социальный порядок всегда задавался универсальной психологической альтернативой «мы — они», — объясняет Галина Солдатова. — Залогом выживания было создание замкнутых «мы-групп» и настороженное или враждебное отношение ко всем чужим «они-группам». Стремление делить мир на «мы» и «они» — одна из базовых особенностей нашей природы, но в то же время это и центральный психологический механизм ксенофобии.

Тонкости учения

Как преодолеть неприязнь к тем, кто непохож на нас? Самый очевидный рецепт — узнать других получше. Чаще всего это помогает убедиться, что поводов для страха нет. «Все мировые религии играли цивилизаторскую миссию, вот и Мухаммеду пришлось иметь дело с кочевниками-язычниками, — объясняет обстоятельства появления ислама историк и религиовед Борис Фаликов. Обуздать их дикие нравы было сложно, по Мухаммед справился. В чем-то ислам более суров, чем другие религии (запрет на алкоголь), в чем-то менее (нет запрета на полигамию, она просто узаконена)». Многоженство, конечно, выглядит для европейского сознания странно, да и о равноправии женщин и мужчин в мусульманском мире говорить не приходится. Но в VII веке, когда Мухаммед начал проповедь ислама, это было чрезвычайно полезное решение. Причем для женщин в первую очередь: междоусобные войны и обычай кровной мести привели к огромному числу вдов в арабском мире. И большинство из них были обречены либо на смерть, либо на нищенство. Ислам же не только позволял мужчине иметь нескольких жен, но и предписывал заботиться о каждой.

Однако помимо существенных различий есть у ислама и немало сходных черт с христианством, да и не только с ним. Сам Мухаммед считал свою проповедь изложением заветов того самого Бога, который прежде уже явил откровения иудеям и христианам. Увы, откровения эти оказались не до конца поняты или искажены, а потому Богу пришлось послать человечеству еще одного — последнего — пророка с «окончательной версией» учения. Им и стал Мухаммед. Моисей и Иисус Христос почитаются и исламе как пророки Муса и Иса. «В раннем исламе не ко всем «неверным» было одинаковое отношение, — подчеркивает Рада Грановская. — Среди них особо были выделены иудеи и христиане, как люди Писания, поскольку они верят в того же Бога, что и мусульмане. Мухаммед никогда не призывал иудеев и христиан обращаться в религию Аллаха, поскольку они уже получили свои подлинные откровения» Да, ислам предусматривал «поражения в правах» для иудеев и христиан, однако им гарантировали жизнь и даже неприкосновенность имущества. Мусульманин вполне мог взять в жены иудейку, а христианин мог плечом к плечу с мусульманином сражаться против общих врагов. К тому же «люди Писания» в арабском мире играли важную роль, занимаясь деятельностью запретной для мусульман, но общественно необходимой, — как виноделие или ростовщичество, например.

Мы всегда были соседями

Попробуйте представить, что запруженную толпой молящихся площадь вы обнаруживаете не у спорткомплекса «Олимпийский», а, скажем, у мечети где-нибудь в Стамбуле. Правда ведь реакция будет совсем другой? Но в том-то и дело, что ислам буквально за несколько лет оказался вдруг совсем рядом даже с теми из нас, кто прежде знал о нем только из телевизора. На школьной фотографии ребенка мы замечаем одноклассниц в хиджабах, бородатые мужчины и аэропортах расклдывают в урочный час молитвенные коврики прямо в залах ожидания, а улыбчивый продавец в магазине через дорогу вдруг разом становится угрюмым и подозревает вас в сговоре с шайтаном, стоит только спросить, отчего в их мясном отделе никогда нет свинины. Да, ислам совсем рядом. Но это, вообще говоря, не новость — в городах и селах, например, Поволжья или Урала христиане и мусульмане веками жили бок о бок. Недавно выдающийся лингвист и антрополог Вячеслав Иванов рассказывал в интервью Psychologies: «Мой отец родом из села в Северном Казахстане. Мой дедушка был преподавателем гимназии, и местные муллы научили его арабскому и персидскому языкам». А вот его вывод: «В любом разумном государстве сотни наций и языков. В Лос-Анджелесе, где я читаю лекции, сосуществуют 220 языков, и никто ни кому не мешает. Помешать могут люди, которые натравливают одних на других. А если не натравливать, то все прекрасно уживаются».

При более близком знакомстве, например, оказывается, что ислам конкретнее и доступнее многих учений. В тех религиях, где нравственный идеал недостижим, эта недостижимость могла порождать лицемерие; а «в исламе нормы были не только выполнимыми, но простыми и попятными, — указывает психолог Рада Грановская. Исполнимость этих норм нравственности делала приверженцев ислама психически более здоровыми». В исламе пет монашества и высшим служением Богу признается не уход от мира ради соблюдения заповедей, а строгое соблюдение простых заповедей как раз в повседневной жизни. Очевидно, что люди западной цивилизации — как христиане, так и атеисты — гораздо терпимее относятся к нарушению религиозных и моральных установлений. Не заставляет ли их это ощущать вину и некоторую собственную неполноценность в сравнен и и с мусульманами, которые чтут заповеди по-настоящему истово?

Повседневная вера

«Влияние христианства на общество ограничено в силу отделения церкви от государства, — объясняет Борис Фаликов. — В процессе секуляризации религия на Западе утратила свою «суровость», узаконив те социальные нормы, которые раньше считала неприемлемыми. Например, ослабли требования, предъявляемые к семье. А с исламом этого не произошло, религиозный закон (шариат) остается незыблемым в исламских государствах». Процесс отделения норм религии от практики обыденной жизни, возможно, произошел в христианских странах именно потому, что Евангелие не содержит исчерпывающих указаний насчет того, сколько раз в день и в какой позе надлежит молиться верующему, какие одежды ему следует носить, какие продукты употреблять в пищу каких профессий избегать. Это оставляет простор и для толкований, и для вмешательства и укрепления роли светских инстанций. В Коране такие указания есть, а потому и секуляризация идет куда сложнее. Авторитет светской власти или суда несопоставим с волей Аллаха, и «зазоров», куда могут вклиниться светские представления, совсем немного.

«Проблемы мусульман па Западе в том, что они хотят жить по шариату а не по светским законам, принятым в той или иной стране», — отмечает Борис Фаликов. Впрочем, иногда демонстративность в соблюдении исламских традиций оказывается ответной реакцией на неприятие общества. «Вы не любите мусульман, вы раздражаетесь, когда их видите? Тогда я заявлю о том, что я — мусульманка, я заставлю вас па себя смотреть!» — так описывает внутреннюю мотивацию девушки, надевшей хиджаб или чадру, социолог Альбер Мемми (Albert Memmi). И остроумно отмечает, что в этом смысле хиджаб становится символом самоутверждения, вроде мини-юбки в 1960-е годы. Правда, по его же наблюдениям, большинство французских студенток, начинающих носить хиджаб из этих соображений на первом курсе» расстаются с ним курсу к третьему.

Харизма или агрессия?

Но остается самый главный вопрос. Вопрос террористов-смертников и «Аль-Каиды», «всемирного джихада» и «Исламского государства ». Действительно ли ислам — религия насилия и убийства «неверных»? Пророк Мухаммед, сражаясь с язычниками, говорил о необходимости рубить им головы, а ключом от рая объявлял меч. Сегодня критики ислама строят на этих цитатах обвинения в кровожадности, а защитники объясняют их политическими требованиями момента. И у тех, и у других получается достаточно убедительно. Но, как ни странно, это даже не очень важно. Потому что библейский Моисей, например, призывал к истреблению племени амалекитян. Далай-лама V в 1660 году, подавляя восстание в одной из провинций, требовал истребить мужчин, женщин и детей, размозжив их, «как яйца об скалы». О количестве уничтоженных «во имя Христово» инквизицией нечего и говорить. Оправдание насилию в разнос время находили в любой религии, было бы желание.

Многие, кстати, считают сегодняшнюю агрессивность ислама своего рода «болезнью роста» молодой религии. «Ислам лучше сохранил свой харизматический напор. Но дело не только в возрасте, иначе те же буддизм и индуизм были бы самыми «либеральными», а это не так», — полагает Борис Фаликов. По его мнению, главная проблема может корениться в колониальном прошлом, которое до сих пор осознается исламскими странами как неизжитая обида. «Сразу после освобождения во многих из них была предпринята попытка модернизации, преобладали националистические и левые идеи. Не получилось. Начался подъем ислама, причем в радикальной форме. Возникла предельно упрощенная идеология, которая все беды исламского мира объясняет кознями коварного Запада, этакого шайтана во плоти», — рассказывает Борис Фаликов. В известном смысле колониальной можно считать и политику России, а затем и СССР в отношении среднеазиатских и закавказских народов. Что неплохо объясняет нынешнее напряжение в их отношениях с россиянами.

Что же касается смерти за веру,то Рада Грановская обращает внимание на одну важную особенность ислама. «Непременная добродетель мусульманина — отказ от самостоятельности и покорность воле Аллаха, поскольку «благочестие перед Богом есть покорность», — констатирует она. И Добавляет, что отсюда прослеживаются «корни фатализма, равнодушия к жизни, представления о призрачности какой бы то ни было практической цели». Если ключевая особенность христианства — пред-ставление о свободе воли, о возможности выбора между добром и злом, то согласно доктрине ислама все поступки каждого заранее записаны в книге судеб. А раз так, то какой смысл противиться неизбежному, не лучше ли поскорее исполнить волю Всевышнего и попасть в рай? Эта установка во многом предопределяла бесстрашие мусульманских воинов. Сегодня, увы, она предопределяет спокойствие террористов-смертников.

Законы идентичности

Страх перед ними, как и перед исламом в целом, усиливается. Рост ксенофобии — одна из примет любого кризиса. «На протяжении жизни каждый из нас переживает и свое личностное «Я», и групповое «Мы». Обычно доминирует личностный уровень, но в кризисных ситуациях, в моменты напряженности в обществе человеку становится все труднее полагаться только на себя, — объясняет Галина Солдатова. И он в поисках опоры стремится к расширению своих социальных и психологических границ, подчеркивая свою неразрывную связь с какой-либо общностью или группой». И значит, обостряя противоречия с «другими», теми, кто к этой группе не принадлежит. Эта закономерность действует для любых обществ, но у мусульман и представителей западного мира основы социальной идентификации заметно разнятся.

Большинство европейцев, да и россиян, определяя свою принадлежность к группе, вспомнят в первую очередь о гражданстве, национальности, профессии или семейном статусе. Для большинства мусульман основа идентичности — их приверженность исламу. Однако здесь важно помнить, что ислам чрезвычайно многообразен. И вера террористов, обезглавливающих перед камерами несчастных заложников, — это ислам озлобленного меньшинства. А большинство приверженцев ислама — самые обычные люди, со своими достоинствами и со своими традициями. И они могут быть сколько угодно не похожи на нас, но в главном — стремлении жить в мире — ничем от нас не отличаются.

Continue Reading
Click to comment
Подписаться
Уведомить о

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Самосовершенствование

Синдром Золушки: что с этим делать?

Женщины с этим комплексом пытаются всем угодить, боятся сами что-то решать и не принимают себя такими, какие они есть. Разбираемся, что с этим делать.

Повышаем самооценку

Неумение оценить себя по достоинству мешает нормально жить, из-за чего мы часто упускаем прекрасные возможности чего-то добиться.

Совет. Фиксируйте свое внимание на успехах и хвалите себя даже за самые маленькие. Например, вы давно сомневались, делать ли новую стрижку, и все-таки решились на этот смелый шаг. Так и продолжайте, это поможет вам стать намного увереннее.

Не отказываемся от своих интересов

Золушки обычно приносят себя в жертву, чтобы угодить мужу, детям, родителям. Они забрасывают свои увлечения, потому что их либо не разделяют близкие, либо на них просто нет времени.

Совет. Выделяйте для себя 1-2 часа в день. И соблюдайте это правило неукоснительно, даже если поначалу вам будет неловко перед семьей. Со временем родные привыкнут и будут относиться к вашим потребностям с уважением.

Говорим «нет»

Безотказность приводит к тому, что люди начинают садится на шею. Разбор чужих проблем отнимает у вас силы и время, которые вам нужны для решения своих задач.

Совет. Вы должны разделять просьбы, которые нужно выполнять, и те, которые можно игнорировать. Например, сын просит вас погулять с собакой, потому что ему хочется поиграть на компьютере. Напомните, что это он просил щенка и обещал за ним ухаживать.

Стремимся к независимости

Вы должны быть уверены, что практически в любой сложной ситуации сможете рассчитывать на себя. В том числе и в материальном плане.

Совет. Конечно, необязательно превращаться в заядлую карьеристку, но интересная работа, может быть даже продажа своих рукодельных вещей, и материальное благополучие однозначно повысят самооценку.

Continue Reading

Мужчина и женщина

Какой тип мужчины вам подходит?

Как разобраться в том, какой мужчина вам нужен? Попробуйте определить это по нашей классификации.

Карьерист

Его семья никогда не будет ни в чем нуждаться — он сможет обеспечить ей достойное материальное состояние. Но, поскольку цель такого мужчины — повышение и еще раз повышение, он не станет довольствоваться тем, что у него есть, и к своей женщине будет предъявлять тоже больше требований. Кроме того, быть у карьериста на первом месте не получится, так как он вечно занят. Поэтому его жена часто обречена на одиночество.

Пофигист

На первый взгляд этот мужчина не создает никаких проблем, так как чаще всего спокойно занимается своими делами и особенно «не отсвечивает». Но, если пофигисту предъявить какие-либо претензии, он покажет себя во всей красе. Пару такому мужчине может составить только та женщина, с которой он захочет быть рядом и ради которой будет готов на все. А вот гарантии, что этот период продлится долго, нет. Ведь пофигизм практически не лечится.

Хозяин

Он берет на себя все заботы по обустройству дома, с удовольствием занимается с детьми, отчаянно копает грядки и т.п. Ему можно поручить любое дело, не боясь, что он где-то напортачит. Женщине, которая отхватит такое сокровище, можно только позавидовать — она у «хозяина» всегда будет на первом месте. Однако «хозяин» может оказаться ревнивцем.

Важно!

Консерватизм «хозяина» не всем придется по нраву, особенно это касается творческих женщин.

Покровитель

Это достаточно жесткий мужчина, который в самом начале отношений навязывает свой план будущей жизни. Жена и ребенок чаще всего являются дополнением к его статусу. Речь покровителя обычно изобилует фразами типа: «ты должна», «я так решил», «я вас пою, кормлю»… В конце концов женщина понимает, что ее интересы и желания в этих отношениях находятся на последнем месте.

Охотник

Цель этого мужчины всегда одна и та же — завоевать женщину любыми способами. Он так грамотно расставляет ловушки, что «дичь» сама идет к нему в руки. Чаще всего охотник является в образе непонятого, нуждающегося в поддержке и тепле странника, и это срабатывает почти с каждой женщиной. Он также может давить на жалость, сулить золотые горы, поддерживать в трудную минуту, но только до тех пор, пока ведет свою жертву в ловушку.

Романтик

У него всегда найдется, чем порадовать даму сердца, так как фантазия романтика не знает предела. Серые будни он превратит в праздники, при наличии денег завалит женщину подарками, а от его признаний в любви будет просто замирать сердце. Но, если романтик загрустит или, того хуже, впадет в депрессию, весь груз бытовых проблем женщине придется взять на себя, поскольку у него на это не хватит сил.

На заметку

Лучшая пара для романтика — женственная, утонченная натура, готовая без претензий принимать его высокие мечты и порывы.

Continue Reading

Взаимоотношения

Ссоры из-за политики: как их избежать

Мы не можем повлиять на происходящее в мире, но в наших силах сохранить мир в семье и в отношениях с друзьями и коллегами.

ВЕДИТЕ СЕБЯ ПО-ВЗРОСЛОМУ

Обижаться и дуться из-за того, что близкие люди с вами в чем-то не согласны, — это реакция ребенка. Обсуждая те или иные вопросы, не надо превращать семейные и дружеские посиделки в противостояние. Если вы видите, что дискуссия доходит до точки кипения и вот-вот произойдет конфликт, можно спокойно сказать своему оппоненту: «У тебя одна точка зрения, у меня — другая. Давай просто обменяемся мнениями, но не будем давать им никаких оценок». Или договоритесь о политике больше не разговаривать.

НЕ ИЩИТЕ ПРАВЫХ И ВИНОВАТЫХ

Докопаться до истины может не всякий человек: для этого он должен обладать полной информацией. Отыскать ее в наше время очень сложно. Поэтому о реальном положении дел мы можем только догадываться. Значит, нельзя делить людей на своих и чужих, друзей и противников. Вы же не хотите, чтобы ваши мама, муж или подруга в одночасье стали для вас противниками?

ВЫПЛЁСКИВАЙТЕ ЭМОЦИИ

Если жизнь ваших близких находится под угрозой, например в зоне конфликта, не сдерживайте своих эмоций. Вам жизненно необходимо избавляться от внутреннего напряжения. Помогут физические нагрузки, даже простая уборка квартиры. Выместите все свое гнетущее состояние на битву с пылью или чистку старой кастрюли. Помогут и разговоры с людьми, которые не осудят и не нападут на вас, а успокоят, обнимут. А вот от того, что вы себя изводите, вашим близким легче не станет.

ОСТАВАЙТЕСЬ ЛЮДЬМИ

Сейчас главная задача — контролировать то, что мы можем: свои мысли, семейные и рабочие дела. В состоянии стресса лучше не строить долгосрочных планов, но обязательно радоваться каким-то своим победам, пусть даже небольшим.

Важно!

Старайтесь не реагировать на подначки и провокации: даже если вы контролируете себя, другие люди могут этого не делать. Особенно если они изначально настроены агрессивно.

Continue Reading
Advertisement

Copyright © 2024 "По Совету Всему Свету"